Кто такой домовой?

Домовой — это еще одно суеверие, доставшееся нам в наследство от древнерусского язычества. Домовой — домашний божок, «идеальный хозяин», якобы помогающий семье. Своими корнями это суеверие уходит в почитание духов предков, известных под именем «чурила» или «щур». В случае беды к чуру обращались за помощью. Домового старались задобрить, ему делались жертвоприношения — каша, пироги.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем, как о почетном госте, и тогда, как думали, он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Он — причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, а уж кого невзлюбит — так выживет и, чего доброго, со свету сживет. Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец-другой по селу. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, свивает гриву в колтун и т.д.
В народе есть поверья о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть (Толковый словарь В. Даля).

Даже при беглом взгляде можно заметить, что это одно из самых распространенных «божеств» в системе языческих верований древних славян — дух первопредка-хозяина. Это суеверие оказалось настолько стойким и живучим, что даже века христианства на Руси, которые смогли поколебать многие другие особенности языческого сознания, мало коснулись веры в домового, доверия к нему. Этого мало. В связи с вымиранием русских деревень и ростом городов демон-искуситель переселился в городские квартиры, общежития, принял новое обличие, поменял имя. Теперь он — барабашка, но дела его прежние. Он продолжает хулиганить, запирается в тумбочках, хлопает дверями, наводит страх на своих новых, беззащитных перед всякой нечистью хозяев. Как и в случаях с другими суевериями, вырабатывается ритуал поклонения твари вместо Творца, жизнь по системе правил, навязанной нам враждебной духовной реальностью. Происходит это от слабой веры в будущую жизнь и во всемогущество Божие, ведь обращение к духам и отступление от Бога происходит для того, чтобы удобно и безмятежно прожить в этой временной жизни, не трудясь над спасением безсмертной души. Земное благополучие покупается слишком дорого: ценой душевной погибели. Нужно помнить, что древних язычников, которые не знали Христа, Господь будет судить менее строго, чем нас, которые были призваны, дали обет при святом Крещении «отречься от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и служения» и сочетаться Христу. Поэтому для Православного христианина обращение к язычеству, поклонение всевозможным «духам» является тягчайшим грехом, равносильным отречению от веры Христовой.

Это к таким «православным» относятся Евангельские слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12, 47 — 48).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Портал Православной газеты «Благовест»

Comments are closed.