Жителямъ большихъ городовъ, мѣстечекъ и селеній извѣстно, что нынѣ намъ звать себя просто христіанами нелъзя. Христіанская Церковъ всюду выдѣлила изъ себя людей, не желающихъ вѣровать такъ; какъ вѣровали всегда Святые Отцы наши. «Отдѣляющіеся» же отъ Церкви люди, вмѣсто того, чтобы звать себя «еретиками» и «сектантами» по имени своихъ учителей, стали рекламироватъ себя передъ другими заманчивыми названіями. Оттого, примѣрно, въ Петербургѣ, идете вы по улицѣ, — и вдругъ въ глаза вамъ бросится объявленіе, что здѣсь собираются для богослуженія и на молитву «евангельскіе христіане»; въ другомъ мѣстѣ сходятся будто бы «библейскіе христіане» для той же цѣли, а въ третьемъ — «духовные христіане». Дальше извѣстно, что нѣкоторые «христіане» зовутъ себя католиками, реформатами, англиканами, пресвитеріанами и т. д. Явно, что, при такомъ религіозномъ дробленіи людей, въ наше время и добрымъ ученикамъ Господа зваться просто христіанами нельзя. А потому мы, чтобы обозначить свою духовную природу и вмѣстѣ чтобы отличить себя отъ лже-христіанъ; называемся христіанами православными.
Такъ называя себя, мы подражаемъ апостольскимъ ученикамъ, о которыхъ написано въ книгѣ Дѣяній: «цѣлый годъ Апостолы собирались въ Церкви и учили не малое число людей; и ученики въ Антіохіи въ первый разъ стали называться христіанами» (—гл. 11. ст. 26). Апостолы вѣрующихъ въ Господа за новое имя не осудили. Стало быть оно оказалось точнымъ и подходящимъ къ обстоятельствамъ.
Но уже во времена Апостоловъ, поставленныхъ на служеніе Христомъ (Мрк. 3, 13—19 ст.), появились лже-апостолы, лукавые дѣлатели; какъ видно изъ 2-го Посл. къ Коринѳянамъ, гл. 11, ст. 13; тогда же, рядомъ съ истинно-вѣрующими во Христа, народились, по словамъ Ап. Іуды, «люди, отдѣляющіе себя отъ единства вѣры, душевные, не имѣющіе духа» (ст. 19). Эти люди, «отдѣляющіе себя отъ единства вѣры», хотя бы сами себя называли «евангельскими христіанами» — на самомъ дѣлѣ не были таковыми. Ихъ, по всей справедливости, слѣдовало называть еретиками, — то есть людьми, которые вѣровали не всему ученію Господа, а выбирали изъ него то, что имъ нравилось (сравн. Тит. 3; ст. 10). Къ нимъ вполнѣ приложимо названіе сектантовъ — отъ латинскаго слова, которое обозначаетъ произвольное «отдѣленіе» или выдѣленіе въ особое собраніе изъ единой Церкви вѣрующихъ во Христа.
Потому же самому къ теперешнимъ нашимъ сектантамъ непримѣнимо ни одно изъ ихъ самовеличаній. Они — не «евангельскіе и не библейскіе христіане», — какъ шумятъ о себѣ, а всего только «еретики евангельскіе», или «библейскіе сектанты».
Что же о такихъ людяхъ говорится въ Словѣ Божіемъ?
Вотъ что, напр.: «будетъ время, когда здраваго ученія (они) принимать не будутъ, но по своимъ прихотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые льстили бы слуху»… (2 Тим. 4, 3 ст.).
Эти люди, по прихотямъ выбирающіе себѣ учителей, Евангеліемъ распоряжающіеся, какъ простой человѣческой книгой, и есть наши сектанты, какими бы громкими и святыми названіями они ни прикрывались. Сектанты именно выбираютъ себѣ учителей, смотря потому, чего они хотятъ отъ христіанства. Молоканамъ, напр. хочется, чтобы Евангеліе отвергало всякую обрядность въ вѣрѣ, — и они выбираютъ себѣ учителей, которые бы говорили, что воднаго крещенія для спасенія не нужно, видимаго причащенія тоже не нужно, — и т. д.
Но такое еретическое толкованіе ученія Господа не нравится другимъ сектантамъ, примѣрно, баптистамъ, — и вотъ они выбираютъ себѣ учителей, которые бы изъясняли имъ Евангеліе по ихъ вкусу или прихоти. Такъ дѣло съ проповѣдью евангельской стоитъ во святой сектѣ; во всякой ереси въ христіанствѣ.
Въ сектахъ потому проповѣдуется не «здравое» ученіе Господа Спасителя; а пустая мечта объ этомъ ученіи, произвольное толкованіе на него; какое приходитъ въ голову тому или другому человѣку. Вслѣдствіе того ни въ одной сектѣ нѣтъ подлинно-божественнаго фундамента подъ содержимою ею „вѣрой». Здѣсь все — капризъ, все — произволъ, все — мечта и дымъ…
Въ отличіе отъ сектантскаго, свое ученіе о Христѣ мы и называемъ православнымъ, т. е. право или здраво, истинно проповѣдующимъ Слово Божіе. Такъ подлинное ученіе о нашемъ спасеніи во Христѣ назвалъ Ап. Павелъ. Въ Посланіи къ Тимоѳею онъ написалъ: «будетъ время, когда здраваго ученія принимать не будутъ» (2 Тим. 4, 3 ст.) Подъ „здравымъ» ученіемъ о Христѣ разумѣется то, которое проповѣдали міру Апостолы. Это ученіе оии заповѣдали преподавать Христіанамъ вѣрно, неповрежденно или правильно-право, какъ говорилъ Ап. Павелъ Тимоѳею: «старайся представитъ себя Богу достойнымъ, дѣлателемъ неукоризненнымъ, вѣрно преподающиімъ Слово истины» (2 Тим. 2, 15 сн. 2 Коринѳ. 2, 17 ст.).
Но тоже ученіе еретики проповѣдывали людямъ въ искаженномъ, превратномъ смыслѣ, — какъ написалъ Ап. Петръ, говоря, что они «къ собственной погибели превращаютъ Писанія» (2 Петр. 8, 16).
Поэтому истинныхъ, «вѣрныхъ» проповѣдниковъ Христова ученія, въ отличіе отъ «многихъ» еретиковъ или сектантовъ, Павелъ Апостолъ назвалъ «дѣлателями неукоризненными». Они только правильно преподаютъ Слово истины. Вслѣдствіе того, въ отличіе отъ ересей, и проповѣдь эту мы называемъ православіѳмъ, то есть, вѣрнымъ, правымъ славословіемъ Бога Истиннаго (Сн. Пс. 32, 1), а себя зовемъ не просто христіанами — одними изъ «многихъ», а православными христіанами, истинными учениками Господа.
Д.И.Боголюбовъ, 1913 год
Comments are closed.